• План-конспект урока по теме «Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос Что делать?»

    В статье дан развёрнутый план-конспект урока, который включает в себя не только учебный, но и занимательный материал.

    План-конспект

    Тема: Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? И т. д.

    Цель:
    Продолжать знакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
    развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
    воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

    Ход урока

    1. Организационный момент (Психологический момент)
    - С какой целью вы пришли на урок русского языка? Какой цели вы хотите достичь? (2 мин)

    2. Проверка домашнего задания.
    - Какие правила встретились в домашнем упражнении, когда вставляли буквы?
    - Какие слова подчеркнули? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
    - Сегодня мы продолжим путешествие по стране Русского языка. (рисунок) (2 мин)

    3. Минутка чистописания.
    -На минутку чистописания к нам сегодня пришли сказочные герои. Придумал их Н. Носов, они маленькие и очень весёлые. Их даже называют коротышками. С ними постоянно происходят весёлые истории. Кто это?
    На доске подсказка: н*е*з*н*а*й*к*а г*у*н*ь*к*а (записать в тетрадь)
    Учитель обращает внимание на осанку, положение тетрадей при письме, на каллиграфию.
    Эти герои принесли для нас задание.

    Незнайка с Гунькой целый час под деревом сидят.
    Над ними 10 букв сейчас на яблоньке висят.
    Съедят по яблоку сперва, немного отдохнут,
    Из букв разные слова, кто больше, соберут.
    Ты тоже с ними поиграй,
    Слова из букв пособирай!

    Задание: Составить из букв слова. (кусок, сом, ус, пуск, сук) Слова записаны на доске и закрыты бума-гой. Дети записывают слова под диктовку и проверяют.
    - Чем похожи слова? (все слова обозначают предмет )
    - Чем различны слова? (некоторые слова отвечают на вопрос Кто?, а некоторые на вопрос Что?) (5 мин)

    4. Сообщение темы и цели урока.
    - И первый житель волшебной страны, который обозначает предмет. (рисунок вывешивается на доске)
    - Но в этой стране есть и другие жители. Мы сейчас узнаем, какие. К нашим словам подберите слова, которые отвечают на вопрос какой? (ответы детей)
    - Что обозначают эти слова? (признаки предметов) На доске появляется второй житель.
    - Но ведь предметы существуют для чего-то, и я задаю вопрос – Что делает? (ответы детей)
    - Что обозначают эти слова? (действия предметов) На доске появляется третий житель.
    - У этого жителя есть и своё название – глагол.
    - Именно о нём мы и будем говорить на уроке. (таблица на доске) (2 мин)

    5. Актуализация знаний.
    Всему название дано –
    И зверю и предмету,
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.
    И все что может видеть глаз –
    Над нами и под нами –
    И все что в памяти у нас, -
    Означено словами.

    - Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. Учёные подсчитали, что на первом месте по частоте использования стоят слова, которые обозначают предметы (существительные), а на втором месте слова, которые обозначают действия предметов (глаголы).

    6. Работа по учебнику.
    - Прослушайте стихотворение Марии Познанской и найдите в нём слова, которые обозначают действие предметов.
    Каждый год в кустах калины
    Соловей поёт весной.
    Голос тонкий, соловьиный
    За окном звенит струной.
    - Каких птиц вы ещё знаете? (3 мин)
    * упр. 70 Дополнить предложения словами.
    Грачи кричат, скворцы поют, воробьи чирикают, голуби воркуют
    Практическая работа.
    Пока остальные дописывают, учитель показывает изображения птиц. Краткий рассказ о каждой птице.
    (9 мин)

    6.1. Физминутка.
    - Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:
    шагаем – стоим;
    руки поднимаем – опускаем;
    приседаем – тянемся вверх;
    смеёмся – плачем;
    кричим – молчим;
    стоим – садимся.
    - Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
    (слова обозначают противоположные действия) (2 мин )

    7. Работа по учебнику.
    - Как одним словом определить то, что делали птицы? (издавали звуки) Какие звуки может издавать человек?
    * упр. 71 – Давайте посмотрим, что делают дети на рисунке. Ответы на вопросы. (устно) Разница?
    - А какие звуки издают кошки?
    - Послушайте стихотворение Андрея Усачёва « Планета кошек ». Беседа по прочитанному. О кошках вы знаете очень много. А я бы хотела поговорить о больших кошках. Как вы думаете, о ком? (учитель показывает книгу стр. 7) (5 мин)
    Задание: Давайте вспомним жителей нашей страны. Им что-то стало одиноко. Давайте им поможем приобрести друзей. Для этого 1-й ряд выпишет из стихотворения слова, которые обозначают предмет. 2-й ряд – слова, которые обозначают признак предмета, а 3-й ряд – слова, которые обозначают действия предмета. (по 4 слова) НАЧЕРТИТЬ ОЦЕНОЧНУЮ ШКАЛУ
    проверка (7 мин)

    8. “Забавная история”.
    - Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”
    Забавная история
    - Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”
    - Здесь нет глагола.
    - Почему?
    - Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.
    (ответы учеников) (2 мин )

    9. Работа по учебнику.
    * упр. 72
    - Сегодня на уроке мы говорили о птицах. И хотя их сейчас мало, но скоро наступит время, когда наши пернатые друзья зазвенят везде. Что это за пора года? (весна) Весна – замечательное время, которое нравится всем. И люди, которые пишут стихи (поэты), тоже часто обращаются к этой теме. Не стала исключением и И. Токмакова, которая написала стихотворение для нашего учебника. (учитель читает)
    Задание: списать, в скобках записать вопросы. (практическая работа, проверка) (6 мин)
    Задание для тех, кто справился раньше остальных.
    Я захотел устроить бал,
    И я гостей к себе _______
    Купил муку, купил творог,
    Испек рассыпчатый _____.
    Пирог, ножи и вилки тут,
    Но что-то гости не _____.
    Я ждал, пока хватило сил,
    Потом кусочек -________.
    Потом подвинул стул и сел,
    И весь пирог в минуту ____.
    Когда же гости подошли,
    То даже крошки не ______.
    - Какие слова мы вставили? (1 мин)

    10. Итог урока.
    – Чему учились на уроке?
    - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”
    - Как они называются?

    Что без меня предметы? Лишь названья.
    А я приду – Все в действие придет.
    Летит ракета. Люди строят здания.
    Цветут сады. И хлеб в полях растет.

    - И все это выполняет … глагол.

    11. Рефлексия
    - Ребята, сейчас оцените наш урок:
    если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;
    если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;
    если вам было скучно – топайте ногами.

    12. Домашнее задание.
    Упр. 75 записать слова в 2 столбика