• Педагогические взгляды В. Г. Белинского

    В. Г. Белинский (1811-1848) родился в семье флотского врача. Детство свое он провел в г. Чембары Пензенской губернии, обучался в Чембарском уездном училище, затем – в Пензенской гимназии. В 1829 г. некоторое время Белинский работал учителем русского языка и словесности в младшем классе этой гимназии, а потом поступил в Московский университет.

    У Белинского еще в ранние годы зародились антикрепостнические настроения. В дальнейшем, будучи студентом, Белинский стал руководителем одного из студенческих кружков, члены которого являлись противниками крепостного права и самодержавного строя.

    В 1832 г. Белинский был исключен из университета, как нежелательный в политическом отношении студент. Он пытался получить место учителя русского языка и словесности, но безрезультатно. Некоторое время давал домашние уроки, а затем посвятил себя литературно-критической деятельности, которая принесла ему огромную известность: он стал великим критиком.

    Жизнь Белинского наполнена бесстрашной борьбой с самодержавием и крепостничеством, борьбой за справедливый общественный строй, за счастливую жизнь трудового народа. Белинский прошел путь от увлечения идеализмом к материализму. Становясь на материалистические позиции, Белинский подчеркивал материальную природу сознания и чувств. Основой педагогики он считал психологию, но не ту метафизическую психологию, которая изучает какую-то душу, а психологию, изучающую конкретные факты с опорой на физиологию.

    Отношение к «просветительной» политике царского правительства.

    Белинский резко отрицательно отзывался о «просветительной» политике царского правительства. Он называл ее политикой «погашения и помрачения просвещения в России», политикой, враждебной истинным интересам страны и народа.

    Не менее отрицательно относился он и к современному ему воспитанию, которое убивало в детях все живое, все разумное: и мысль, и волю, и чувство человеческого достоинства. Как демократ и революционер, он делал вывод, что «просветительная» политика и соответствующая ей порочная система воспитания не могут быть терпимы, они должны быть коренным образом изменены, причем основной путь к такому изменению он связывал с решительной революционной борьбой с самодержавием и крепостничеством.

    Далее: Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Роль и задачи воспитания