• Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Роль и задачи воспитания

    Высоко оценивая роль воспитания, называя его великим делом, В. Г. Белинский не считал его, однако, всемогущим.

    Воспитание, говорил Белинский, не может не считаться и не учитывать тех задатков, которые заложены в ребенке от природы: «Нет, не белая доска душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности!»1. Не отрицая полностью роли наследственности, Белинский подчеркивает решающую роль среды, воспитания.

    Он пишет: «Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже добрым, развивает до известной степени самые тупые способности … так дикое, лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом и вкуснее плодом»2.

    Большой заслугой Белинского в русской педагогике является то, что он глубоко обосновал идею народного воспитания в его прогрессивном, благородном понимании.

    Задача воспитания формулировалась Белинским в различные периоды его деятельности по-разному. В 30-е годы, когда в своих философских воззрениях он стоял на идеалистических позициях, эта задача сводилась им в основном к тому, чтобы подготовить человека, способного с любовью относиться ко всем людям.

    В 40-е же годы, когда Белинский стал материалистом и убежденнейшим революционным демократом, задачу воспитания он сформулировал уже по-иному и более конкретно. Она, по его мнению, заключалась в том, чтобы подготовить из каждого воспитанника активного общественного деятеля, слугу народа, т.е. человека, который главной целью своей жизни и деятельности считал бы борьбу за интересы своего народа, за его счастливое будущее.

    Основная сущность нравственности, по Белинскому, заключалась в непоколебимой вере в достоинство человека и его высокое назначение, в служении родине и народу, в способности искренне любить истину и глубоко ненавидеть несправедливость.

    В соответствии с таким пониманием нравственности Белинский требовал всемерно развивать в детях прежде всего патриотизм, гуманизм, любовь к труду, способность сочетать слово с делом.

    1 В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. IV, 1954, стр. 83
    2 Там же, стр. 81

    Далее: Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Роль и задачи воспитания – 2