• Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Роль и задачи воспитания – 2

    Белинский В. Г.

    Требуя воспитыват детей в духе гуманности, Белинский считал своим долгом раскрыть это понятие. По его представлению, «гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием». Вполне гуманным он считал человека, который делает другому «не по расчету, не из хвастовства, а по желанию сделать добро», по сознанию и убеждению, что делать людям добро есть его прямой гражданский долг и обязанность и никакого вознаграждения за это не требуется.

    Гуманность предполагает уважение и любовь к человеку за то только, что он человек «без всяких отношений к его национальности, веры или званию, даже личному его достоинству или недостоинству».

    Гуманность, разъяснял он далее, находится в решительном противоречии с презрением к кому бы то ни было, кроме негодяев и подлецов. Гуманность, наконец, не отрицает, а предполагает, по справедливому мнению Белинского, борьбу с образом мыслей людей, если он является ложным.

    Белинский считал, что каждый человек независимо от занимаемого положения в обществе должен быть тружеником, должен заниматься честным трудом. Настойчиво рекомендовал он воспитывать у детей ответственное отношение к своим словам, способность сочетать слова с делами, а не бросать слова на ветер.

    Нравственность в понимании Белинского находилась в явном противоречии с нравственностью крепостников и с тем, что внушалось тогда детям. Белинский разоблачал человеконенавистническую мораль эксплуататоров и осуществляемую тогда уродливую систему нравственного воспитания.

    Задача умственного воспитания, по мнению Белинского, сводится к тому, чтобы развивать в детях «истинный взгляд на действительность», развивать разум, способность мыслить, но не резонерствовать. Способность резонерствовать «иссушает в них источники жизни, любви, благодати: она делает их молоденькими старичками, становит на ходули».

    В формировании человеческой личности Белинский отводил видную роль эстетическому воспитанию. Он считал, что правильно поставленное эстетическое воспитание имеет своей целью развитие в детях интереса к прекрасному и способности чувствовать, понимать и правильно относиться к прекрасному в окружающей жизни.

    Далее: Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Средства воспитания