• Мифы классического периода: загадка античной литературы

    Греческие боги проходят путь от хаоса к порядку, от уродства к красоте.

    Устанавливается патриархат.

    Происходит централизация мифологических преданий вокруг горы Олимп. Также замечен переход от титанической архаики к художественному и героическому антропоморфизму. Боги носят антропоморфный характер, а мифологический комплекс сложен.

    Зевс – верховное божество, он борется за укрепление власти. Упорядоченное единство, космос под владычеством Зевса. Существует олимпийский пантеон (Зевс, Гера, Гефест, Аполлон, Артемида, Гермес, Арес, Гестия, Деметра, Дионис). Божественное бытие красиво, боги велики. Присутствуют рудименты (остатки) древнейших мифологических пластов. Власть человека над природой возрастает, происходит культ поэтического творчества (Аполлон, девять муз, Орфей), культ красоты (Афродита, Парис, Пигмалион, Нарцисс, Елена). Царство Посейдона и Аида.

    Герой в греческой мифологии – сын или потомок божества и смертного человека; символ справедливости, закона на земле. Призвание героев – исполнение воли богов-олимпийцев среди людей. Разные типы героев: носители благородной силы (Геракл, Персей), государственные деятели (Тесей), искусные мастера (Дедал), певцы и музыканты (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхас), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей, Ясон).

    Основные героические мифы – мифы об аргонавтах, троянский цикл, одиссея.

    Подвиги Геракла – вершина героической деятельности. Героический эпос основан и на мифах гомеровского времени. Героическое бытие красиво, герои наделяются сверхчеловеческими возможностями, они борются со стихийным миром, с чудовищами. Возникает идея страдания героической личности, усиляется интеллектуализация героев.