• Эгоизм: порок или добродетель?

    Статья посвящена такой черте человеческого характера, как эгоизм. Вмещает цитаты известных философов и оригинальный взгляд на проблему.

    Эгоист?

    «Нет такой добродетели, из которой нельзя было бы сделать порок, и нет такого порока, из которого нельзя было бы сделать добродетель»
      (И. Гете)
     

    Если вам когда-нибудь предложат описать идеального человека, без сомнения вы это сделаете на отлично, вспомнив все важные для вас черты человеческого характера. Но с уверенностью можно сказать, что среди них не будет места всем известным порокам, тем более эгоизму.

    Обычно эгоизм характеризуется как отрицательная черта личности. Заглянем, например, в любой словарь иностранных слов и найдем: «Эгоизм [фр. Egoиsme <лат. ego я] – себялюбие, предпочтение своих личных интересов над интересами общественными, основанный на конкуренции и эксплуатации человека человеком. Либо его крайнее проявление – эгоцентризм – отношение к себе как к центру вселенной».

    Плохо ли быть центром вселенной или стремиться реализовать собственные цели, даже путем конкуренции или эксплуатации других? Ведь всем известно, что конкуренция – движущая сила развития человечества.

    Аналогичное значение в данном контексте имеет и эксплуатация – это произвольное осмысленное принуждение (давление), которое ведет к осуществлению не только ваших интересов, а и позволяет работать и совершенствоваться тем, кого эксплуатируют. Несколько иную суть имеет неосмысленное или плохо осмысленное принуждение, такое давление встречает противодействие со стороны других. Это дает возможность осознать, упорядочить свои действия уже вам или изменить цель, к которой стремится ваше «Эго».

    Надо отметить, что эксплуатация, как и конкуренция, базирующаяся на принципах чести и справедливости, ориентирована нести в общество позитивные изменения, активизировать действие и противодействие, поддерживать старый путь мышления и внедрять новые свежие идеи, т.е. призвана вносить противоречия, которые в свою очередь побуждают к действию, а само действие является признаком движения, перемен, развития.

    Эгоизм – это любовь к себе. Неужели это плохо? Как говорил Мо Цзы: «Любить людей не значит исключать себя». Любовь к себе также включает любовь к людям. Кто не любит себя не в состоянии любить себе подобных.

    «Справедливо говорят, что человек, не ценящий своей жизни, способен уничтожить всякого, кого ему заблагорассудится. То же можно сказать о человеке, который пренебрегает собственным себялюбием. Надо махнуть рукой на все добродетели, когда дошел до такой степени безразличия; к сожалению, источник добродетелей иссяк. Только эгоизм поддерживает прирожденный ему вкус к жизни. Гораздо больше приходится жалеть о нехватке себялюбия, чем о его избытке»
      (Ж.О. де Ламетри).
     

    Кто из нас имеет силу признаться, что не использовал такие добродетели как: доброта, честность, вежливость и много других положительных качеств, для достижения своих собственных целей; проявляя, даже не свойственные для себя, благородные черты характера, играя ими, искажая их, чтобы возвыситься перед одним и унизить других? Такая доброта, такая честность, такая искусственная жертва – обратная (темная) сторона медали, которая с помощью посредственной актерской игры становится в глазах других большой добродетелью.

    Можно долго выискивать темные и светлые стороны добродетели и порока, можно играть чувствами и судьбами других людей, можно принести себя в жертву, но все это должно быть осмысленно, в пределах разумного. Нужно четко осознавать ту, едва ощутимую границу, пересекая которую порок становится добродетелью и наоборот.

    «Муравей сам по себе существо мудрое, но в саду или огороде оно вредно. Точно также и люди, слишком себялюбивые, вредят обществу. Выбери разумную середину …»
      (Ф. Бэкон).
     

    «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если мы относимся к ним так, будто они такие, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать»
      (И. Гете).
     

    Льстите, если это сделает кого-то лучше; сердитесь, если ваш гнев справедлив; обманывайте, если эта ложь во благо другому; любите себя за то, что вы действуете осмысленно. Не нужно этих липовых проявлений доброты, искусственных жертв, пылких признаний, если это только театральное представление, искажение исконных человеческих ценностей.