• А.С. Пушкин «Поэт с историей» или «поэт без истории»

    Тема по литературе в 10 классе, задание проверено учителем на оценку «5». Эволюция поэта на примере стихотворений.

    Проследим эволюцию жизни и мировоззрения поэта на примере его стихотворений.

    1. Лицейская лирика.
    Стихотворение «Пирующие студенты» было написано Пушкиным в жанре послания в 1814 году. Данное стихотворение он создал, учась в Царском лицее. Поэт описывает студенческую пирушку, беззаботное веселье и дружбу между студентами: «Друзья! Досужный час настал,/Всё тихо, все в покое;/Скорее скатерть и бокал!/Сюда, вино златое!/Шипи, шампанское, в стекле…» Далее стихотворение приобретает форму переклички: «Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?/Проснись, ленивец сонный!» Пушкин поимённо обращается к своим друзьям, воспевает дружбу, с особой любовью говорит о своих приятелях. Это можно проследить в следующих словах: «Приятель задушевный…», «Товарищ милый…» и др.

    В лицейские годы поэт был слишком молод для осознания ценностей любви, на тот момент целью жизни для него являлись, конечно же, дружба и наслаждение.

    2. Петербургский период.
    Стихотворение Пушкина «Деревня» было написано в 1819 году. Для поэта это было временем участия в политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов. В этот период наиболее важным для Александра Сергеевича являлась политическая несвобода (крепостное право). «Деревня» имеет 2 части. В первой сокрыта идиллия, восхищение родиной: «Я твой: люблю сей тёмный сад/С его прохладой и цветами…» Здесь царит гармония, герой находится «в уединенье величавом». Но вторая часть обличает бесправное положение народа, произвол помещиков: «Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона…», «Здесь Рабство тощее влочится по браздам…» Пушкин показал невозможность существования крепостного права.

    Итак, в этот период просыпается любовь к родине, цель простого наслаждения жизнью меняется на более мудрые, зрелые картины реальности.

    3. Ссылка.
    Главным мотивом в стихотворении «Погасло дневное светило…» является прощание с юностью, с Петербургом, герой тоскует о былом: «Я вижу берег отдалённый,/ Земли полуденной волшебные края;/ С волненьем и тоской туда стремлюся я,/Воспоминаньем упоённый…», «Я вспомнил прежних лет безумную любовь,/И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило» Теперь стала заметна в стихах Александра Сергеевича нота грусти, трагичности. Это связано с тем, что в этот период почти всё творчество поэта подчиняется законам литературного направления «романтизм». Для Пушкина смысл жизни как будто потерялся, и он снова находится в поисках своего взгляда на мир.

    4. Михайловское.
    Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в это время были наказаны участники декабристского восстания, многие были друзьями поэта. Стихотворение было как бы ответом на это. Поэт верил, что на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности за неоправданное наказание декабристов. Пушкин, боясь разоблачения стихов, использует косвенную форму описания всех своих эмоций. «Шестикрылый серафим» явился к путнику и убрал всё грешное, человеческое: «И вырвал грешный мой язык…/И жало мудрыя змеи…/ В уста…мои/Вложил…» Стихотворение заканчивается воззванием Богу к новому пророку наказать людей за их грехи. Только очистив душу можно прийти к какому-либо реальному результату в жизни. Но это очень больно, и здесь боль выражена сильнее всего.

    Этот период творчества Пушкина называют становлением реализма. Поэт, хоть и косвенно, но касается, затрагивает темы реальной жизни. В этот период Пушкина переполняют эмоции по поводу убитых и сосланных в Сибирь друзей.

    5. Москва-Петербург.
    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» очень короткое, но так много говорит о поэте! В первой части отражается грусть Пушкина о минувшем прошлом, его мысли о предстоящих трудностях и горестях: «Но, как вино – печаль минувших дней,/ В моей душе чем старее, тем сильней…», «Сулит мне труд и горе…» Во второй части Пушкин всё-таки надеется на счастье, любовь, гармонию: «И может быть – на мой закат печальный/ Блеснёт любовь улыбкою прощальной…»

    В этот период личная жизнь поэта теперь не полна развлечений, как в юности. Напротив, Пушкин сосредоточился на построении семьи.

    6. Последние годы.
    В стихотворении Александра Сергеевича часто звучат ноты свободы. Так и в «Пора, мой друг, пора!» поэт стремится к свободе, духовной свободе: «Давно, старый раб, замыслил я побег…» Пушкин обращается к некому другу, говоря, что сердце просит покоя. Уже в эти годы Пушкин стал как будто бы задумываться о смерти: «Летят за днями дни, и каждый час уносит/ Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём/ Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрём…»

    В этот период Пушкин находился в усталом, замученном состоянии. Современники Пушкина писали, что в последние годы жизни поэт стал скрытным, замкнутым. Тем не менее, найденные после смерти рукописи, написанные им в одиночестве, стали очень значимыми в русской литературе.

    За всю недолгую жизнь у Пушкина, в связи с изменениями в жизни, менялся и смысл стихотворений. Весь его рост можно достаточно легко проследить, читая произведения. Из юного, по-детски весёлого лицеиста Пушкина перед читателем предстает зрелый, мудрый поэт, кардинально изменивший русскую литературу на многие века.